К семинару 1/12/2016г.
Кроме темы в рамках сам.работы подготовить презентации или доклады на след. темы:
1.Развитие туризма в России.
2. Развитие туристической отрасли в Республике Дагестан.
3. Правовое регулирование туристической деятельности в России.
К семинару 3.11.2016г.
Тема : Сущность и основы маркетинга в сфере туризма.
Кроме темы в рамках сам.работы подготовить презентации или доклады на след. темы:
1.Развитие туризма в России.
2. Развитие туристической отрасли в Республике Дагестан.
3. Правовое регулирование туристической деятельности в России.
1. Этапы формирования цены на туристическую услугу.
Ценообразование
- это процесс установления цены на
конкретный товар или услугу. В самом общем виде цена равна себестоимости
(издержкам) производства и реализации товара (услуги) плюс прибыль предприятия
(нормативная или фактическая). При ценообразовании в туризме используются три
подхода. Первый - формирование цены по составляющим элементам
турпродухта: транспорт, питание, проживание, досуг. Второй
- расчет цены по этапам продвижения турпродукта на рынок. Третий
- определение цены на основе стратегии развития туристского предприятия.
Первому подходу
ценообразования частично уделялось внимание в главе 4 «Разработка и
экономическое обоснование региональных программ развития туризма».
Второй подход, связанный
с продвижением турпродукта, основывается на формировании цены в базовых
турпредприятиях: домах отдыха, пансионатах и т. д.
Из суммы затрат и
прибыли складывается оптовая (отпускная) цена предприятия. Оптовая цена
туристской отрасли включает себестоимость базового предприятия плюс
снабженческо-сбытовую скидку туроператора. Розничная цена состоит из оптовой
цены отрасли и скидки турагента.
Так, нормативная
(среднеотраслевая) прибыль составляет порядка 20-30 %, а туроператорская
(агентская) скидка колеблется в пределах 5-15 %. Скидка
- это цена за услугу по реализации товара конечному потребителю. Она должна
включать возмещение затрат турфирмы (первая часть скидки) и приносить прибыль
(вторая часть скидки).
Таким образом, каждый
последующий вид цены включает в качестве составной части предыдущий ее вид.
Государство может по своему усмотрению уменьшать или увеличивать цены на
отдельные товары или услуги путем налогообложения.
Третий подход к ценообразованию
связан с целью развития фирмы, определением ее стратегии. В этой связи рассмотрим
пять этапов ценообразования.
1. Оценка
существующего положения, выявление внешних факторов, влияющих на поведение
фирмы (на цены) Рассматривая
положение фирм, реализующих социальные туры, можно отметить, что
платежеспособный спрос большей части населения низок; состояние
материально-технической базы отечественных предприятий близко к критическому.
При этом цены на туробслуживание относительно высоки, а качество оставляет
желать лучшего. В этой связи или турфирмы вообще не предлагают данный товар,
или он «залеживается на прилавках».
2.
Постановка
цели развития турфирмы (ценообразование). Обеспечение заполняемости базовых предприятий. Получение прибыли.
3.
Выбор
метода осуществления цели развития фирмы (ценообразование). Проведение косметического ремонта на базовых
предприятиях, осуществление рекламной кампании, заключение контрактов, в том
числе фьючерсных.
4.
Рыночная
корректировка поведения фирм (ценовая тактика). Высокий спрос на социальные туры может привести к
нехватке средств размещения, поэтому необходимо предусмотреть обслуживание
отдыхающих по системе курсовок. Низкий спрос обусловливает незаполняемость
помещений и, как следствие, - неокупаемость затрат.
5.
Применение
защитных мер против неблагоприятных внешних воздействий (рыночное страхование
цен). В качестве защитных мер
можно представить создание спонсорской программы, включающей контракты с
городскими и областными структурами на дотирование социальных туров; льготные
кредиты государства; договоры с промышленными предприятиями; прямую рекламу,
выступления в средствах массовой информации.
Тема взаимодействия цели
развития фирмы и уровня цен находит свое продолжение при анализе деятельности
фирмы в рыночных условиях. Так, низкому уровню цен могут
соответствовать два целевых подхода: сбыт представленных на рынок товаров и
услуг (максимизация сбыта, достижение определенной доли рынка) и выживаемость
(обеспечение окупаемости затрат, сохранение существующего положения).
В первом случае само
предприятие или отдельное направление его деятельности (туристский маршрут)
находятся на подъеме, в стадии роста, и предприятию или новому перспективному
направлению необходимо закрепиться на рынке. В этом случае, учитывая
долгосрочный характер достижения цели, применяют принцип установления низких
цен.
Во втором случае
предприятие (направление) уже «выработало» себя. Поэтому либо необходима его
кардинальная перестройка, либо объект подлежит ликвидации. Характер достижения
цели - краткосрочный, но уровень цен ввиду бесперспективности объекта - крайне
низкий. Эксплуатационный срок такого предприятия или направления продлится до
тех пор, пока цены покрывают затраты.
Высокие
цены на турпродукт (услуги) могут
быть обусловлены следующими двумя целями: текущей прибылью (максимизация
текущей прибыли, быстрое получение наличных средств), качеством (обеспечение
лидерства по показателям качества, сохранение этого лидерства). В обоих
случаях предприятие (направление) достигло или достигает своего предельного
уровня деятельности, но при этом использует различный характер достижения
цели. В первом случае - это краткосрочный характер, связанный с текущими
целями. Во втором случае - характер долгосрочный, рассчитанный на использование
полного цикла жизни туристского продукта в течение 5-7 лет.
2.
Стратегии
ценообразования в туризме
Итак, цели развития
предприятия должны соответствовать стратегии ценообразования, т. е. выбору
предприятием возможной динамики (роста или падения) исходной цены. При этом
можно выделить две наиболее значительные стратегии.
2.
Стратегия
скользящей, падающей цены, или «снятие сливок». Суть ее своди!ся к следующему. Сначала устанавливают
максимально высокую цену на товар, ориентируясь в основном на лиц с высокими
доходами. Когда начальный спрос ослабевает, цену снижают до среднего уровня
(сбыт возрастает за счет лиц со среднем достатком). Процесс повторяется до
насыщения массового спроса.
3.
Стратегия
преимущественной цены, или «прочное вхождение в рынок». Она основывается на достижении преимущества по
отношению к конкурентам: по издержкам (цена ниже цен конкурентов); по качеству
(цена выше цен конкурентов).
При установлении
окончательной цены товара применяется различная ценовая тактика.
1.
Установление стандартных цен. Это
означает, что цена не подвергается рыночным колебаниям, остается неизменной,
чтобы у покупателей возникла ассоциация определенного товара с определенной
ценой. В турбизнесе при сохранении уровня цен на определенные туры может меняться
набор предлагаемых услуг.
2.
Установление
гибких цен. Цена на аналогичные
тур- услуги будет меняться в зависимости от любых проявлений конъюнктуры:
сезонности, наличия водоемов, культурных достопримечательностей, гостинного
дизайна, развития коммуникаций, дополнительных услуг.
3.
Установление
психологически привлекательных цен. В
этом случае цена на товар устанавливается на один или несколько условных единиц
ниже от какой-нибудь крупной суммы. Для розничной продажи большой эффект на
покупателя оказывает цифра «9» в конце цены, для оптовой цифра «7».
В тактике
ценообразования важное значение имеет установление исходной дорыночной цены
на товар или услугу.
4.
Государственноле
регулирование ценообразования.
Государство может оказывать влияние на
ценообразование товаров и услуг. Существуют три категории такого влияния:
♦
первая -
государство само устанавливает цены {цены, фиксированные
государством);
*
вторая -
государство устанавливает правила ценообразования {регулируемые
цены);
♦
третья -
государство устанавливает «правила игры» на рынке {свободные,
договорные цены).
Для
первой категории характерны три
формы государственного влияния.
А. Прейскурантные цены. Обычно государство устанавливает
прейскурантные цены на те товары и услуги, которые образуют так называемый
каркас систем цен: энергоносители, транспортные и коммуникационные услуги. Их
малейшее изменение создает мультипликационный эффект в туристском бизнесе.
Б. «Замораживание» рыночных цен с фиксацией их на
определенном уровне. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для
восстановления ценовых диспропорций или подавления всплесков инфляции.
Снижению этих негативных эффектов может служить, например, замораживание
заработной платы на турфирмах.
В. Фиксирование
монопольных цен предприятий, занимающих положение на рынке. Доминирующее
положение - это исключительное положение турпредприятия или гостиницы на рынке
услуг, которое дает ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию,
затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать
свободу их деятельности.
Вторая
категория государственного влияния
(регулируемых цен) включает шесть форм.
A.
Установление
предельного уровня цен. Розничная цена, например, на социальные туры не должна
превышать предельного уровня. Им должен быть размер среднемесячной пенсии.
Б. Установление предельных надбавок (коэффициентов) к
фиксированным ценам прейскуранта. В калькуляцию цены базовых турпредприятий на
энергопотребление могут закладываться прейскурантные цены плюс предельные надбавки.
B.
Установление
предельных значений элементов розничной цены. Элементами розничной цены могут
являться заработная плата, прибыль, рентабельность, снабженче- ско-сбытовые
скидки. Наиболее распространенная форма предельных значений этих показателей -
нормативные ограничения каждого из них. Например, нормативный уровень
рентабельности в отрасли не должен превышать 20-30%.
Г. Установление предельного уровня разового повышения
цен. Актуально для предотвращения всплесков инфляции. Наиболее приемлемым
признан уровень не более 30 %.
Д. Государственный контроль за монопольными ценами. В
большинстве стран мира по этому поводу принято антимонопольное
законодательство.
Е. Регулирование
розничных цен путем установления цен на государственные предприятия. Этот пункт
актуален для так называемой национальной гостиничной сети, где контрольный
пакет акций принадлежит государству. В туризме, как, впрочем, и в других
отраслях, государство могло бы в большей степени влиять на рыночную ситуацию.
Третья
категория государственного шпшния связана с установлением «правил игры» на
рынке. Она включает пять форм.
A.
Запрет на
горизонтальное фиксирование цен. Это запрет на соглашение двух и более
конкурирующих предприятий о поддержании цен на однородные услуги (например,
причерноморские гостиницы в пиковые сезоны могут держать монопольные цены).
Б. Запрет на вертикальное фиксирование цен. Классическим
примером в турбизнесе является запрет туроператорам на внутреннем рынке
навязывать свои цены базовым предприятиям и турагентам.
B.
Запрет на ценовую
дискриминацию. В турбизнесе прежде всего это запрет турагентам продавать
путевки по свободным ценам. Разновидностью дискриминации является ограничение
свободы выбора, например реализация путевок только одного туроператора.
Г. Запрет на демпинг. Демпинг представляет собой продажу
товара ниже себестоимости с целью устранения конкурентов. Чаще всего
демпинговые цены могут устанавливать представительства зарубежных турфирм (или
отелей) для сокращения числа конкурентов от российского бизнеса.
Д. Запрет на
недобросовестную рекламу. Довольно известный принцип «заманивания и
переключения» действует и в туризме, когда потребителю рекламируют самые низкие
цены на тур, но в нем нет даже необходимой экскурсионной программы, а средства
размещения предоставляются в удаленных районах.
К семинару 3.11.2016г.
Тема : Сущность и основы маркетинга в сфере туризма.
1..Туристическая
деятельность : государственное регулирование и основные субекты правоотношений.
1.
Туризм представляет собой не только сферу деятельности специальных субъектов,
но и отдельную систему социально-экономических отношений.
Основная
задача туристской организации — оказание туристских услуг. К основным
туристическим услугам относятся размещение, питание, перевозка, экскурсионные
услуги, услуги гидов-переводчиков, другие услуги в зависимости от целей
путешествия. Дополнительные услуги — не входящие в тур и предоставляемые по
месту отдыха по мере возникновения потребности в них (торговые услуги, услуги
почты и связи, театральные спектакли, шоу, услуги бара, такси и т.п.)
Государственное
регулирование туризма — это воздействие государства на деятельность субъектов
и существующие условия, что выражается в установлении государством общих
правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений
в них в зависимости от существующих обстоятельств, а также в выработке и реализации
государственных приоритетов и единой концепции развития туризма.
Государственное
регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы,
прежде всего, обеспечить соблюдение права на отдых, свободу передвижения и
некоторых других прав. И хотя в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» указано только понятие гражданин, думается, что это понятие можно
трактовать расширительно, включив в него как граждан РФ, так и иностранных
граждан, а также лиц без гражданства, поскольку Конституция РФ гарантирует
основные права и свободы не только гражданам России.
Также
не следует забывать, что туризм неразрывно связан с использованием
разнообразных природных ресурсов, поэтому еще одной из важнейших целей государства
является охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского
показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Немаловажным является и создание благоприятных условий для всех видов
деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление
туристов.
Туристская
деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики, поэтому
особое внимание должно быть уделено созданию и совершенствованию туристской
индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий,
увеличению доходов государства и граждан Российской Федерации. Все это
является абсолютно необходимым для полноценного развития туризма на территории
нашего государства.
Императивный
метод предполагает преобладание предписания в системе способов воздействия на
туристские отношения, в которых поведение их субъектов строится на прямом
подчинении, субординации. Законодательство о туристическом обслуживании предусматривает
жесткие условия осуществления туроператорской деятельности, предполагает
широкий круг их обязанностей и ответственности. Метод властных предписаний
характерен и для отношений, складывающихся в системе государственной службы,
имеющей место в органе государственного управления туризмом (Ростуризм), где
отношения государственных служащих построены на субординации.
Диспозитивный
метод, заимствованный из сферы частного права, представляет участникам
туристских отношений выбирать модель своего поведения в зависимости от
конкретных обстоятельств. Причем участники таких отношений, в основе которых
лежит диспозитивный метод, являются равноправными. Этот метод используется при
возникновении отношений между турагентами и туроператорами (заключение договоров).
Управление туристским комплексом реализуется в рамках
определенной организационной структуры. При этом организация управления
индустрией туризма в России включает 3 уровня: микроэкономический,
мезоэкономический, микроэкономический. Эти уровни управления касаются как всей
индустрии туризма России , так структуры объединения самодеятельного
туризма в России .
На макроэкономическом уровне общее руководство
туристским комплексом осуществляет Правительство Российской Федерации. Функции,
связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области
туристской деятельности, выполняют Министерство культуры,Ростуризм, Федеральная
таможенная служба др.
Ростуризм занимается координацией развития отрасли в
соответствии с государственной политикой, а также рассматривает стратегические
вопросы развития спортивного и социального туризма в России, сохранения и развития
курортного комплекса страны. Развитием остальных видов туризма занимается
Департамент туризма Минэкономразвития России.
Существенную роль в регулировании туристского бизнеса
играют Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской
Федерации, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской
деятельности, издают нормативные документы по этим вопросам, а также
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий
контроль за соблюдением государственных интересов в области экономики страны,
так как одной из целей путешествия туристов является шопинг.
Мезоэкономический уровень регулируется отраслевыми
министерствами и ведомствами (например, министерствами транспорта;
здравоохранения; молодежи, физической культуры и спорта и др.), а также
местными органами власти, чьи права в области туризма расширяются. Это
способствует включению многих предприятий и организаций в туристскую
деятельность, обеспечивая развитие гостинично-туристского комплекса и увеличение
производства туристской продукции.
Микроэкономический уровень организации управления
туристского комплекса представлен различными организациями, работающими в
индустрии туризма,.
На современном этапе главной целью государственной
политики в области туризма в России является создание высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных
туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи
организациям индустрии туризма в кадровом и информационном обеспечении. Эти
проблемы российские организации индустрии пытаются решить и самостоятельно
путем поиска новых методов работы с целью создания конкурентоспособных
туристских услуг.
В настоящее время в организации управления индустрией
туризма за рубежом выделяют три модели государственного управления. Так, первая
модель чаще всего применяется в тех странах, где существуют достаточно
самостоятельные и сознательные субъекты туристского рынка, либо туризм стране
не нужен. В этих странах отсутствуют органы государственного централизованного
управления, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной
экономики. Эта модель управления существует с 1997 г. В США.
Вторая модель предусматривает наличие сильного и
авторитарного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли.
Организация управления туристской индустрией по этой модели распространена в
Турции, Египте, Тунисе и ряде других стран, где туризм является одним из
основных источников валютных поступлений.
Третья модель управления индустрией туризма преобладает в европейских
государствах. Государственные органы европейских стран работают в тесном
взаимодействии с местными властями, частным бизнесом с целью привлечения
финансовых средств в развитие индустрии туризма и гостеприимства. Данная модель
управления туристским сектором используется во Франции, Испании, Италии,
Великобритании, на долю которых приходится до трети всех мировых туристских
прибытий. Наиболее приемлема и близка данная европейская модель управления для
России.
Наряду с экономическими рычагами воздействия используются и административные методы государственного регулирования деятельности туристских
организаций для повышения качества работы на рынке. К ним относят, прежде
всего, лицензирование и сертификацию туристских организаций.
В статье 4 Федерального Закона Российской Федерации
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. От
10.01.03. №15-ФЗ) определены следующие способы государственного регулирования
туристской деятельности: создание нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействие в
продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; лицензирование
туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской
индустрии, сертификация туристского продукта; установление правил въезда и
выезда в Российскую Федерацию; прямые бюджетные ассигнования на разработку и
реализацию федеральных целевых программ развития туризма; налоговое и
таможенное регулирование; создание благоприятных условий для инвестиций в
туристскую индустрию; содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
развитие научных исследований в сфере туристской индустрии, содействие участию
российских туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в
международных туристских программах; обеспечение картографической продукцией.
Каждый из вышеперечисленных в законе способов
государственного регулирования туристской деятельности представляет собой
крупное явление, влекущее принятие законодательных й иных правовых актов,
развивающих и расширяющих предмет правого, регулирования, каким выступает
туристская деятельность. С 2007 г. лицензирование туристской деятельности отменено.
На смену ранее
действовавшему институту лицензирования пришел реестр туроператоров, а также
механизм финансового обеспечения, который способствует росту предпринимательской
туристской деятельности, устраняет административные барьеры, дает толчок новым
экономическим отношениям всех участников туристской деятельности. Отношения
имеют правовую защищенность со стороны государства.
В соответствии с
законодательством РФ туроператор сам выбирает турагента и несет за него
ответственность. Он контролирует турагентскую деятельность, предоставляя право
реализовать свой туристский продукт агенту. Туристский рынок становится
саморегулируемым, что обеспечивает одновременную ответственность обоих
участников туристской деятельности перед туристом. В этом случае рынок защищает
интересы туриста в четком соответствии с действующим законодательством даже
тогда, когда турагент действовал от своего имени, а не от имени туроператора и
не имел финансового обеспечения.
В туристской
деятельности турагенты относятся к субъектам малого бизнеса, ими могут
работать индивидуальные предприниматели, требование финансового обеспечения на
них не распространяется, в то время как туроператоры — только юридические лица
(организации), в штате которых должно быть не менее 7 человек, имеющих
специальное образование в области туризма, также обязательно наличие офиса. В
результате по законодательству туроператор несет экономическую
ответственность, а турагент — административную.
Закон регулирует
отношения при заключении письменного договора на реализацию туристского
продукта между туроператором и турагентом. По условиям договора туроператор
обязан довести до турагента всю информацию по реализуемому туристскому
продукту и указать, кто является финансовым гарантом — банк или страховая
компания, их адреса, на какую сумму у него имеется гарантия. Соответственно,
турагент при работе с туристом обязан при составлении договора аналогичную
информацию довести до потребителя-туриста. Ранее по законодательству такая
ответственность не была зафиксирована в законе и тем более не была
разграничена. Все недовольства ей стороны туриста поступали в адрес агента как
конечного реализатора турпродукта, хотя агент не всегда был виноват.
По новому
законодательству в данной сфере турагент отвечает перед туристом только за
предоставление достоверной и полной информации, правильность заключения
договора, точность расчетов с потребителем, культуру обслуживании. Туроператор
несет ответственность за качество подобранных услуг для туристского продукта,
т.е. за качество сформированного туристского продукта. Важным является момент,
что турагент не отвечает перед туристом за качество туристских услуг,
предложенных туроператором в турпродукте.
Основной
проблемой в отношениях между туроператором и туристом является определение оснований для выплат по финансовым
обеспечениям. Выплаты происходят в случаях, когда услуги предоставляются
некачественно и принесли туристу реальный ущерб (материальный или моральный) и
в части возврата денежных средств за неполученную услугу. В таком случае
турист-потребитель имеет право обратиться и к любому из участников туристского
договора, а именно: к туроператору, турагенту или гаранту, т.е. туда, куда ему
удобнее, независимо от прописки и места жительства. Все названные лица обязаны
принять претензии от туриста.
В соответствии с ФЗ «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации» в сферу
государственного регулирования включены такие важные способы регулирования
туризма и туристской деятельности, как целевые и отраслевые программы развития
туризма, информационное обеспечение туризма, классификация и стандартизация
объектов туристской индустрии и др. Вместо неэффективного лицензирования
туристской деятельности вводится механизм финансового обеспечения
ответственности туроператоров, а также Единый федеральный реестр туроператоров.
.
Современное состояние
законодательства о туризме характеризуется следующими
основными тенденциями:
- повышением гарантий и
эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского
продукта, качества и безопасности туризма;
- усилением
экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую
деятельность;
- регламентацией
вопросов классификации и стандартизации в различных сегментах туристской
индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
- развитием нормативного
правового регулирования в области безопасности туризма;
- формированием правовых
основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества
саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и
страховщиков).
Наиболее отчетливо эти
тенденции проявились, когда Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ были
приняты нормативные акты, которые способствуют формированию современного
цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент туристская деятельность
все больше соответствует нормам и принципам международного правового
сообщества и стремится к уровню развитых в туристском отношении государств.
Активно развивается
государственно-частное партнерство в сфере развития туристской инфраструктуры,
когда государство через федеральные целевые программы (ФЦП) и проекты ОЭЗ
финансирует развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в
строительство гостиниц, подъемников и т. п.
Данное партнерство
решает социальные проблемы регионов, способствует росту благосостояния
общества, повышению уровня жизни, создает рабочие места, способствует притоку
инвестиций в строительство объектов туризма, а значит, развитию туристской
деятельности в регионе (табл. I).
Таким образом, развитие
туризма оказывает влияние на формирование мировоззрения человека, его культуру,
является условием, которое обеспечивает достойную жизнь и свободу человека в
социально-развитом государстве с новым качеством жизни гражданина в современном
обществе.
Таблица 1
Целевые
показатели стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г.
|
2. Целенаправленное
осуществление производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе
изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает
самостоятельное структурное подразделение предприятия - служба маркетинга. Ее
деятельность концентрируется на решении четырех взаимосвязанных задач:
организации процесса создания конкурентоспособной продукции, проведении гибкой
ценовой политики, организации эффективной системы сбыта, управлении
продвижением товаров на рынке.
Единый подход к решению
маркетинговых задач обеспечивают скоординированные целевые установки
предприятия в области реализации продукции, проведении гибкой ценовой политики,
организации эффективной системы сбыта, управлении продвижением товаров на
рынке.
Единый подход также
обеспечивает скоординированные целевые установки предприятия в области
реализации продукции, задаваемые важнейшими экономическими показателями -
объемом продаж, массой прибыли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли
предприятия и т.п. Для их достижения разрабатывается и проводится маркетинговая
политика. Ее основу составляют цели маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинг можно
охарактеризовать несколькими способами. Достаточно распространено следующее
определение.
Маркетинг - это осуществление
коммерческой деятельности, целью которой является создание прямых потоков
товаров и услуг от производителей к потребителям. Маркетинг может быть
охарактеризован, как объединение, слияние и контролируемое управление всеми
ресурсами компании, имеющими значение для сбыта.
Маркетинг включает в
себя комплекс различных мероприятий. Для того чтобы точно представлять себе,
что такое маркетинг, нужно дать определение тем мероприятиям, которые являются
неотъемлемой частью маркетинга. Это в частности:
-
выявление желаний
и потребностей клиента;
-
создание
комплекса товаров и услуг (product - service mix),
которые бы удовлетворяли этим желаниям и потребностям;
-
продвижение
товаров и услуг на рынок (promotion) и
сбыт созданных товаров и услуг с целью создания уровня доходности предприятия,
соответствующего задачам администрации компании и интересам акционеров.
Первая и главная задача
маркетинга заключается в том, чтобы понять потребителя. Его желания и
потребности обязательно должны быть изучены. По настоящему эффективно
работающие компании должны очень хорошо знать своих клиентов. Это называют
«приближением к клиенту». Успешно работающие компании учатся у тех, кого они
обслуживают. Они постоянно наблюдают за своими клиентами и стараются улучшить
свои возможности в обслуживании. Туристы сами, когда им предоставляется
возможность, готовы рассказать, что именно в обслуживании их удовлетворяет, а
что требует улучшения, что они ожидают от туристической компании. Очень важно
для ориентированных на маркетинг руководителей научиться слушать своих клиентов
и поступать так, как они рекомендуют. Много новых идей в улучшении обслуживания
и комфорта, если вдуматься, предложено самими туристами.
Другим важным
направлением в маркетинге является создание товаров и услуг для последующего
предложения клиентам. Каждый год создаются и поступают на рынок новые товары и
услуги.
Следующим важным
направлением деятельности в маркетинге является продвижение товаров и услуг на
рынок, реклама и сбыт созданных товаров и услуг.
Для того чтобы добиться
успеха, требуются значительные усилия, выдумка и находчивость. Рекламные
издания переполнены разнообразными коммерческими предложениями, и ключ к успеху
заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую
информацию и вызвать его ответные действия, которые в лучшем случае должны
завершиться приобретением товаров/услуг фирмы. Продвижение товаров и услуг на
рынок осуществляется различными способами, которые могут быть как внешними, так
и внутренними по отношению к заинтересованной фирме.
Завершающей частью
маркетинга является создание допустимого уровня доходов. Это, собственно,
главная цель любого предпринимателя. Любое коммерческое дело осуществляется в
целях получения прибыли. Это именно та цель, достичь которой стремятся все, но
достигают лишь успешно работающие компании. Однако если администрация
добивается успеха на первых трех стадиях маркетинговой работы, есть очень много
доводов за то, что компания сможет достичь приемлемого уровня доходности в
целом.
Маркетинг представляет
собой комплекс отдельных функций, осуществляемых администрацией. Маркетинг,
производство, бухгалтерский учет, управление живыми ресурсами, административное
управление, развитие представляют шесть ключевых направлений, входящих в
обязанности руководства любой компании.
В туристическом бизнесе
маркетинг часто отождествляется со сбытом туристических услуг, и это не
удивительно. Деятельность отдела сбыта у всех на виду. Его менеджер организует
для клиентов туры. Таким образом, получается, что маркетинговые функции этого
отдела видны всем, в то время как аналогичные функции других отделов
выполняются за закрытыми дверями.
Маркетинг также включает
в себя комплексные исследования, информационные системы и планирование. Если
маркетинг правильно идентифицирует нужды потребителей, способствует
производству доброкачественного товара, выработке разумных цен, толкового
стимулирования спроса со стороны потребителей и распределения товара, то
результатом этого будут привлекательный товар и довольный покупатель.
Маркетинг - это «точное
попадание в цель».
Цель маркетинга -
сделать продажу сверхбойкой. Эта цель заключается в том, чтобы узнать и понять
нужды покупателя до такой степени, что производимый товар или услуги идеально
подходят ему и продаются как бы сами собой.
Это не значит, что
продажа и ее стимулирования не важны, но они - часть более масштабного явления,
называемого маркетингом- микс. Это инструменты маркетинга, с помощью которых
создается то, что, мы называем «довольным клиентом». «Единственный способ
предложить и продать свой товар выгодней, состоит, прежде всего, в том, чтобы
определить цели и потребности вашего клиента, а затем сложить то, что
представляется ему ценным, в удобный пакет и положить этот пакет в
легкодоступном для него месте».
Исходя из этого, маркетингом
называется управляемый социальный процесс, посредством которого индивидуумы и
группы людей приобретают то, в чем они нуждаются и хотят получить, путем
разработки и обмена товаров и ценностей.
Основной принцип
маркетинга - всеобщая нацеленность, т. е. ориентация конечных результатов
производства на реальные требования и пожелания потребителей.
Из этого
основополагающего принципа вытекает ряд других:
-
надо знать рынок,
всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный
товар (услугу), использовать полученную информацию в процессе разработки и
принятия научно- технических производственных и хозяйственных решений;
-
максимально
приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности
функционирования предприятия. Выпускать такой товар, который ждет потребитель,
т.е. производить то, что продается;
-
воздействовать на
рынок, на потребительский спрос с помощью всех доступных средств для его
формирования в необходимых для предприятия направлениях;
-
развивать и
поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате
проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем и, в
первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;
-
организовать
доставку товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которое
больше всего устраивало бы конечного потребителя;
-
обеспечить
целевое управление процессом: научные разработки - производство - реализация -
сервис;
-
не опаздывать с
выходом на рынок новой, особенно высококачественной продукции;
-
разбивать рынок
на относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка)
и ориентироваться на те сегменты, на которых предприятие обладает наилучшими
потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей
отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и
их потребностями;
-
завоевывать рынок
товарами наивысшего качества и надежности;
-
добиваться
преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и
качества продукции, предоставления покупателю большого объема и лучшего
качества сопутствующих услуг;
-
оказывать помощь
и содействие торговым посредникам, обеспечивать их складами готовой продукции
для ее немедленной поставки потребителям, помогая в решении технических проблем
и обучении персонала;
-
ориентировать
стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию
рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка;
-
использовать в
максимально возможной мере организацию правления по товарному принципу, что
способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления
производством и бытом конкретных видов продукции и повышает ответственность
руководителей за работу на отдельных товарных рынках.
Главное в маркетинге -
целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской,
хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности. Цель маркетинга -
обеспечение высокой рентабельности производства и реализации производственных
товаров.
Комплексность означает,
что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он
используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как
правило, не дает положительных результатов. Целевая ориентация и комплексность
маркетинга — это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой
деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных
пределах, как правило, на 5-7 лет и более. Практика применения маркетинга
показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения
товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Лишь комплексный
подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно
с новыми товарами и оригинальными услугами.
Люди, работающие в сфере
маркетинга услуг, не должны упускать из виду четыре специфические черты своего
товара: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и
несохраняемость. Рассмотрим их подробнее:
- неосязаемость.
В отличие от
материальных товаров услуги нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь
и не услышишь до момента их
Комментариев нет:
Отправить комментарий